Иван Бунин – жизнь в прозе и стихах
22 октября 2025 году литературный мир отметил 155-летие со дня рождения Ивана Алексеевича Бунина – великого писателя, поэта, первого русского нобелевского лауреата по литературе, певца ускользающей красоты и трагизма бытия.
Иван Алексеевич Бунин принадлежит к плеяде самых великих русских писателей XX века. Литературный талант и художественное мастерство первого отечественного нобелевского лауреата в области литературы таковы, что даже на фоне богатого на дарования Серебряного века он оказался едва ли не самым выдающимся представителем своего цеха. Завоевав признание ясностью и точностью прозы, лиричностью поэзии, верностью переводов, Бунин неизменно оставался настоящим классиком, не склоняясь ни к каким модным течениям тех дней: ни к символизму, как Александр Блок или Андрей Белый, ни к остросоциальным темам, как Максим Горький или Леонид Андреев. Имя Бунина известно всему миру. Его произведения входят в золотой фонд мировой литературы, а личность интересна еще и тем, что он был первым российским нобелевским лауреатом по литературе.Писатель и поэт с такой глубиной и лиризмом писал о природе, жизни русских деревень и дворянских усадеб, а главное — виртуозно передавал все оттенки любви трагичной и всепоглощающей, что обрел статус гения еще при жизни. В течение десятилетий творческий почерк Бунина менялся. Его ранние рассказы, словно родившиеся из его же ранних стихотворений, были лиричными и почти бессобытийными. Такие произведения, как «Антоновские яблоки», «Золотое дно», «Новая дорога», элегичны, тонки и музыкальны, а рассказчик в них — созерцатель и наблюдатель, напоминающий героя поэтических произведений . В первой половине 1910-х годов сюжетная основа бунинских произведений несколько усложнилась, хотя писатель по-прежнему не стремился к «внешней занимательности» или увлекательности повествования, — на первый план у него вышел человек, судьба и мироощущение которого раскрывались на фоне времени, причём для создания конкретной истории писателю порой хватало нескольких повседневных эпизодов. В ту пору Горький, оценивая ритм и интонацию рассказов Ивана Алексеевича, говорил: «Он так стал писать прозу, что если скажут о нём: это лучший стилист современности — здесь не будет преувеличения» .

